Компетентностный подход в обучении физике.
Успешность самореализации человека в обществе во многом зависит от способности развивать и применять на практике полученные знания, умения и навыки. В Концепции модернизации российского образования ставится задача формирования ключевых компетентностей, которые представляют собой целостную систему, включающую знания, умения, навыки, опыт самостоятельной деятельности и личную ответственность обучающихся. Решению указанных проблем и будет способствовать введение в систему образования компетентностного подхода.
Видный американский бизнесмен Джон Гриллос заявил, что прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области не так важна , поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее способность самостоятельно, активно действовать, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, принимать решения, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией. Ведь именно этим придется заниматься всю сознательную жизнь.
Компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые метаобразовательные конструкты: компетентности, компетенции и метакачества.
Компетентности – это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений.
Ключевые компетентности многофункциональны, межпредметны и надпредметны, многомерны, поэтому технология их формирования достаточно сложна, однако ряд позиций компетентностного подхода можно реализовывать в образовательном процессе урока физики. Это формирование у детей способов организации собственной деятельности, формирование интегральных информационных и коммуникативных способностей, то есть развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Таким образом, главным направлением моей деятельности является реализация компетентностного подхода в образовательном процессе урока.
Компетентностный подход выражается в решении следующих основных задач:
- реализация структуры деятельности с позиции компетентностного подхода;
- дифференциация содержания предмета, обеспечивающая освоение базового и повышенного уровня обучения;
- отбор средств, методов, приемов, использование технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении;
- создание объективной системы мониторинга;
При этом в своей практической деятельности учителю необходимо руководствоваться следующими принципами:
- в любой деятельности на уроке предоставлять ученику право выбора;
- создавать проблемные ситуации, решения которых лежат за пределами изученного;
- освоение учениками знаний, умений, навыков и различных способов деятельности;
- регулярно осуществлять рефлексию процесса обучения;
- максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности.
Собственную деятельность учитель должен выстраивать на основе структуры методической деятельности с позиции компетентности.
Содержание деятельности составляют три взаимосвязанные этапы урока:
- Целеполагание;
- Самостоятельная продуктивная деятельность;
- Рефлексия.
Целеполагание с позиции компетентностного подхода предусматривает качественные изменения: учитель создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. В компетентностном уроке именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию. В организации данный этап не прост, требует осознанного выбора средств, приемов. Наиболее эффективным приемом для моих уроков является создание проблемных нестандартных ситуаций. Зачастую, нетрадиционный подход к решению проблемной ситуации, позволяет найти хорошее, эффективное решение. Для учащихся научение целеполаганию процесс непростой, поэтому выделяю три уровня реализации данного этапа.
Самостоятельная продуктивная деятельность.
В компетентностном уроке самостоятельная работа спланирована учеником для достижения его образовательной цели. Эта работа продуктивна, так как ее результат – продукт, лично создается учеником.
Анализируя деятельность учителя и ученика можно отметить, что ведущая роль на уроке в обучении принадлежит ученику, задача учителя – обеспечить условия, предоставить учащимся выбор средств обучения, способов действия и форм работы. На уроках физики предлагаю в основном следующее: учебники и задачники, справочную, энциклопедическую, научно-популярную литературу, видеоматериалы, презентации, физический эксперимент. Форма работы ученика может быть индивидуальной, парной, групповой.
На всех уроках в качестве материалов для закрепления знаний и умений использую готовые дидактические разработки, предлагаемые в учебно-методическом комплекте, большую часть материалов разрабатываю на дифференцированной основе по уровню сложности в соответствии с существующими требованиями к оценке знаний.
Предъявление учащимися новых знаний происходит в разных формах: устное сообщение, ответ учителю, рассказ в группе, составленный опорный конспект, структурная схема или таблица, часто учащиеся предлагают свои творческие разработки.
Выстраиваемая таким образом работа на уроке формирует у учащихся умение планировать свою деятельность и достигать поставленные цели.
Рефлексия.
В структуре в новой позиции ответственность за результат делегируется ученику, поэтому рефлексия результата и процесса необходима. В урочной деятельности разные ее виды присутствуют на всех этапах урока: промежуточная при отработке знаний, анализе усвоения и коррекции, итоговая определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного ученика, так и для группы или класса в целом. Предлагаю учащимся проводить рефлексию по следующему алгоритму:
- Оцени результаты своей деятельности через отношение, эмоции, чувства.
- Проведи самоконтроль.
- Проведи самооценку.
Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.
Основным средством реализации компетентностного подхода является для меня изучение и использование современных образовательных технологий проблемного, дифференцированного обучения, информационной технологии, технологии модульного проектного обучения, потому что заложенная в технологиях структура деятельности совпадает со структурой деятельности компетентностного подхода и позволяет включать каждого ученика в самостоятельные культуросообразные виды деятельности.
Обучение в русле компетентностного подхода – это процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем.
Результат компетентностного обучения – это готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию, что необходимо сегодня в условиях быстроменяющегося общества. В самом общем виде сущность компетентностного обучения заключается в перенесении акцента на учебную деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих учеников.
Формирование учебно-познавательной и информационной компетенций
в школьном курсе физики вечерней школы.
Обеспечить качественное усвоение стандарта образования, и вместе с тем учебно-познавательной и информационной компетенции возможно только через специально организованную работу учащихся.
Курс физики II ступени обучения.
Способы формирования учебно-познавательной компетенции:
1. Обучение физическим приёмам мышления, способам и методам постижения истины в ходе экспериментальной деятельности. Ученикам даётся возможность самостоятельно делать выводы при проведении опытов. Получая задания, они проверяют гипотезу, выдвинутую в начале урока. Например:
· все вещества состоят из частиц;
· в жидкости и газе существует выталкивающая сила;
· кристаллическое тело имеет постоянную температуру плавления;
· ускорение тела зависит от его массы и величины силы, приложенной к нему.
В этом случае идёт отработка умений ставить физический опыт, проводить наблюдение, анализировать, делать публичное сообщение о проделанной работе. Общение в группах позволяет развивать необходимые качества личности.
2. Составление кроссвордов, сообщений, сочинений к изученной теме. Данная форма обучения предполагает нестандартное использование полученных знаний, позволяет ученикам проявить свои творческие способности.
3. Создание электронных презентаций. Формирование умения использовать информационные технологии в процессе обучения.
4. Вывод учащихся на новое понятие. Данная форма обучения представляет некое подобие мозгового штурма. Ученики получают задание практического характера. Например, учащимся 8 класса можно предложить перечислить материалы, используемые при строительстве дома перед началом изучения понятия теплопроводность. Такой подход к изучению физики делает её наиболее приближенной к реальной жизни.
Курс физики III ступени обучения.
Виды деятельности, направленные на формирование компетенции
( добавлены к II ступени обучения):
1. Работа на второй ступени изучения школьного курса физики строится на использовании базовых знаний, полученных в основной школе при максимальной самостоятельности учащихся. Основной формой организации занятий является групповая работа, в ходе которой каждая группа движется в своем направлении согласно заданной теме. Такой подход даёт возможность активизировать интерес учащихся к предмету, рассмотреть роль физики в построении картины мира и в развитии технической цивилизации. Направления работы групп:
· история становления представлений по данной проблеме, поиск и систематизация информации;
· экспериментальное исследование проблемы;
· решение задач, моделирование процессов;
· объяснение природных явлений, исследование применения физических принципов для создания технических устройств.
2. При такой организации занятий, контролем деятельности являются:
· результаты перекрёстных дискуссий
· отчёт группы в ходе итогового занятия
· тестовая работа по теме
· оценка работы каждого члена группы её руководителем
· лучшие в номинациях: «За лучшую находку в Интернете», «За лучшее исследование», «За лучшую презентацию к докладу» и т.д.
3. Организация перекрёстных дискуссий осуществляется в виде мозгового штурма. Опираясь на материал, собранный группой, учащиеся дают ответы на ряд нестандартных вопросов, выдвигая свои идеи, размышляя над проблемой. В качестве примера можно привести примерный план проведения такого занятия по теме «Транспортные средства и законы сохранения».
Физика – как учебный предмет обладает большим потенциалом для формирования информационных компетенций учащихся.
Методы формирования информационной компетенции могут быть сгруппированы в соответствии с основными видами действий по работе с информацией [22]:
Поиск и сбор информации:
· задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.;
· задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»);
· задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить).
Обработка информации:
· задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование);
· составление планов к тексту;
· подготовка вопросов к тексту;
· составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту;
· задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов;
· задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения.
Передача информации:
· подготовка докладов, сообщений по теме;
· подготовка плакатов, презентаций MS Power Point к учебному материалу;
· подготовка учебных пособий по теме;
· подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.п.
Комплексные методы:
· составление и защита рефератов, включая составление плана, выводы, оформление библиографии;
· информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые), например проекты типа «Процесс изготовления батарейки» с последующей интерпретацией и публичным представлением результатов;
· телекоммуникационные проекты, предполагающие работу в тематических Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте;
· учебно-исследовательская работа, предполагающая различные методы исследования, в том числе лабораторное наблюдение, эксперимент и др., использование математических методов для обработки полученных данных, а также грамотное представление полученных результатов в форме структурированного научного текста, оформление выводов и т.д.;
· выпуск ученических СМИ – печатных, электронных.
Таким образом, современному учителю вечерней школы просто необходимо осваивать новые педагогические и информационные технологии. Это веление времени. В моей работе приоритетным является компетентностно ориетированное обучение исследовательского и прикладного характера. Вечерняя школа из режима борьбы за выживание должна перейти в режим активного обновления.
|