Среда, 24.04.2024, 08:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Федоровой И.Ю.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Школьные стандарты: шаги и направления дальнейшего развития, требования к уровню подготовки учащихся, программы курса физики.

      Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Современная физика – быстро развивающаяся наука, и её достижения оказывают влияние на многие сферы человеческой деятельности. Поэтому в курсе встречается большое количество примеров использования физических законов в современной науке и технике.

     Современная информационно-образовательная среда - это система образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях, которая обеспечивает выполнение требований государственного образовательного стандарта к содержанию образования по ступеням обучения, формирует необходимые учебные умения и компетентности, обеспечивает высокое качество учебного процесса.

     Современные проблемы образования требуют решений, которые возможны только при системных изменениях в самой педагогической науке и практике. С этой целью разрабатываются и апробируются ФГОС общего образования второго поколения.

     Между утвержденным в 2004 г. феде­ральным компонентом государствен­ного стандарта общего образования (стандартом первого поколения) и про­ектом федерального государственного образовательного стандарта общего образования (стандартом второго по­коления) существует много отличий. Среди них есть те, которые можно от­нести к разряду определяющих сущ­ность стандарта второго поколения.

     От двухкомпонентного состава стандарта, включавшего обязатель­ный минимум содержания и требова­ния к уровню подготовки выпускни­ков, мы перешли к другой структуре.

     Она включает три группы требований: требования к структуре основных об­щеобразовательных программ, требо­вания к результатам освоения основ­ных общеобразовательных программ и требования к условиям реализации основных общеобразовательных про­грамм.

     В Законе Российской Федерации «Об образовании» такая структура стандарта закреплена в статье 7 «Фе­деральные государственные образова­тельные стандарты»*.

     Требования к результатам освоения основных общеобразовательных про­грамм представляют собой описание совокупности компетентностей вы­пускника образовательного учреж­дения, определяемых личностными, семейными, общественными государ­ственными потребностями к результа­там освоения основных общеобразова­тельных программ.

     Требования к результатам освоения основных общеобразовательных про­грамм задают критерии оценки лич­ностных, метапредметных и предмет­ных результатов на каждой ступени школьного образования.
К личностным (ценностным) результатам обучающихся от­носятся ценностные ориентации вы­пускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельно­сти, социальные чувства, личностные качества.

     К метапредметным (компетентностным) результатам обучающихся относятся освоенные учащимися уни­версальные способы деятельности, применимые как в рамках образова­тельного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

     К предметным результатам отно­сятся усвоенные учащимися при изу­чении учебного предмета знания, уме­ния, навыки и специальные компетен­ции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичны для изучаемой области знаний.

     У стандарта второго поколения есть и новые функции. Они связаны с тем, что система образования получает но­вые приоритеты, новые задачи. Новы­ми функциями стандарта являются формирование российской (граждан­ской) идентичности; гуманизация об­разования и всей школьной деятель­ности; обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передо­вых зарубежных систем общего обра­зования и др.

     Функции стандарта второго поколе­ния изменились. В структуре стандар­та появились требования к условиям реализации основных общеобразова­тельных программ. Одна из функций стандарта связана с обеспечением га­рантии государства в отношении этих условий.

     Государство принимает на себя га­рантии по обеспечению условий, при которых возможно достижение плани­руемых результатов. Если условия не обеспечены, то нельзя рассчитывать на требуемый уровень качества образо­вания. Вовлекается государство в этот процесс не только через Министерство образования и науки, но и через Ми­нистерство финансов, Министерство экономики, многие другие структуры. Образование на деле становится обще­государственным делом.

Цели изучения физики в основной школе следующие:

·        развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

·        понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

·        формирование у учащихся представлений о физической картине мира. (Важную роль в этом играет учебник)

     Современный учебник должен эффективно обогащать и дополнять информационно-образовательную среду. Поэтому важно, чтобы он стал интерактивным, превратился из традиционного «кладезя знаний» в «универсальный навигатор» всей системы УМК, в инструмент адаптации ученика к возможностям информационно-образовательной среды. Роль навигатора учебник может выполнять, если он будет представлен в двух вариантах — на бумажном и электронном носителях и иметь традиционное и электронное сопровождение. Такой подход неизбежно требует изменения внутренней структуры и содержания учебника на бумажном носителе. Он должен быть лаконичным и жестко структурированным. Это в полной мере отвечает психологическим особенностям современных школьников, лучше воспринимающих информацию, поставленную в лаконичных текстовых фрагментах, которые иллюстрируются конкретными примерами.

 В электронном варианте учебника каждый разворот становится активным экраном. Он содержит гиперссылки, выделенные внутри текста, что позволяет осуществлять отбор медиаобъектов по теме данного параграфа.
      Медиаобъекты (коллекции изображений, включая фрагменты видео, анимаций, интерактивных моделей и опытов, терминологический словарь, справочные материалы, биографический справочник, а также интересные факты) тематически привязаны к изучаемому материалу, представленному на развороте (экране). Таким образом, каждый разворот (экран учебника) осуществляет роль навигационной основы для поиска информационных ресурсов.
      Использование учебника в качестве навигатора позволяет в процессе обучения одновременно привлекать разнообразные информационные ресурсы (что практически неосуществимо в рамках традиционного обучения) и выбирать траекторию учебного процесса в соответствии с особенностями класса или отдельных учащихся, эффективно организовывать самостоятельную работу.

     Достижение вышеуказанных целей обеспечивается решением следующих задач:

ü     знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

ü     приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

ü     формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

ü     овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

ü     понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

      Тетрадь-практикум и рубрика учебника «Мои физические исследования» ориентируют на применение теоретических знаний на практике. Преподавание курса направлено на обогащение учащихся знаниями о физических явлениях и ознакомление с научными методами исследования в лабораторных и домашних условиях. Поэтому программой предусмотрено овладение учащимися навыками проведения наблюдений и постановки опытов с физическими приборами.

     Предлагается за весь курс выполнить 30 лабораторных работ. Но только на десять из них отводится тематическим планированием время. Другие же лабораторные работы можно выполнять дома, если для этого не требуется специального физического оборудования. Или же на спецкурсе. Некоторые традиционные работы содержат дополнительные задания, в которых учащиеся знакомятся с другими методами исследования изучаемой величины (напр., «Определение плотности жидкости с помощью ареометра» или «Определение плотности при помощи весов и линейки»)

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

ü     сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

ü     убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

ü     самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

ü     готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

ü     мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

ü     формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

     Тетрадь-тренажер направлена на развитие самостоятельной деятельности ученика. Количество заданий, каждое из которых имеет отношение к конкретным рубрикам учебника, больше, чем в традиционной рабочей тетради, а сами задания дифференцированы по уровню сложности. Это дает возможность самостоятельного выбора и самопроверки, что делает тетрадь тренажером, тем более что выставление оценок в ней не является обязательным.

     Тетрадь-экзаменатор содержит тематические и итоговые проверочные работы.
     Задачник содержит набор задач по всем темам учебника. Задачи имеют три уровня сложности. Это дает возможность отработать навыки решения задач.

     Учебник и программа как составные части УМК разработаны в соответствии с его общими научно-методическими принципами и требованиями.

     Главные психолого-педагогические принципы — актуализация, проблемность, познавательность, наглядность и доступность отбора, компоновки и подачи материала.

     Главные методические принципы:

-       соответствие образовательному стандарту по физике с учетом федерального и регионального компонентов;

-       усиление внутрипредметной и межпредметной интеграции;

-       взаимодействие естественно-научного и гуманитарного знаний;

-       активная методика, направленная на стимулирование самостоятельной деятельности учащихся;

-       усиление практической направленности курса, позволяющей использовать полученные знания и умения в повседневной жизни.

 

Метапредметными (компетвнтностным)  результатами обучения физике в основной школе являются:

Ø     овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

Ø     понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

Ø     формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

Ø     приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

Ø     развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Ø     освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

Ø     формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

           

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: 777 (22.09.2013)
Просмотров: 992 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz