Среда, 17.10.2018, 05:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Федоровой И.Ю.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Интерактивное обучение как средство инновационного развития школы и формы организации познавательной деятельности учащихся.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Он же разрабатывает план урока (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал).
Таким образом, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Принципиальное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что в ходе их выполнения не только и не столько закрепляется уже изученный материал, сколько изучается новый. И потом интерактивные упражнения и задания рассчитаны на так называемые интерактивные подходы. В современной педагогике накоплен богатейший арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

1. Творческие задания;

Это  такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.
Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Вокруг него создается атмосфера открытости, поиска. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное "правильное" решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.
Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:
-не имеет однозначного и односложного ответа или решения;
-является практическим и полезным для учащихся;
-связано с жизнью учащихся;
-вызывает интерес у учащихся;
-максимально служит целям обучения.
На своих уроках я использую следующие творческие задания:

В 7 классе: при изучении темы плотность вещества учащиеся определяют, самостоятельно, плотность своего тела, что в дальнейшем, при изучении темы плавание тел, поможет им дать ответ на вопрос: почему человек плавает?

При изучении темы давление дети (опять же самостоятельно) вычисляют давление, которое оказывают они сами на какую-либо поверхность, что помогает им ответить на вопрос, как можно уменьшить или увеличить давление.

2. Работа в малых группах;

   Это  одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся  возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных методов.
   В своей практике, работу в группах я использую следующих ситуациях: (на протяжении всего курса физики)  при выполнении лабораторных, практических работ, экспериментальных заданий; задаю групповые творческие домашние задания (например, создать модель фонтана (7 кл.)).

3. Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);

В данном случае , можно привести следующие проводимые мною игры: суд над трением, ядерной энергетикой; имитацию строения вещества( учащиеся представляют себя молекулами и показывают как в пространстве располагаются молекулы веществ в разных агрегатных состояниях)

4. Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

Это важный прием не только повышающий эффективность усвоение материала в целом, но и вызывающий заинтересованность учащихся. К сожалению, данный подход в своей практике я использую редко, но, тем не менее, он имеет место. Например, экскурсия в планетарий( изучение состава Вселенной), «Южные электросети»(передача электроэнергии на расстоянии).

5. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);

С этого года, в рамках различных конкурсов, с учащимися разных классов мы начнем выпуск школьной газеты, по тематике связанной с предметом.

6. Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», , использование вопросов)

Данный подход, наверное, наиболее широко распространен в моей практике, из всех интерактивных методов. На уроках я использую как интерактивную лекция, так и работу с наглядными пособиями, видеоматериалами ( которые иногда выполнят сами учащиеся-презентации), иногда ( при изучении достаточно не сложной темы) «ученик в роли учителя» ( например, по теме в 8 кл. «Примеры теплопередачи в природе и технике». 5 учащимся за раннее дается задание, я помогаю выстроить урок каждому и наследующее занятие дети пытаются войти в роль учителя, объясняя материал, при этом происходит постоянный контроль со стороны учителя; кроме того, на день дублера традиционно дети ведут уроки физики). При изучении нового материала, я постоянно использую вопросы, для более глубокого усвоения изучаемого.
7. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем.

Данный прием призван сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала .

При изучении курса физики встает необходимость обсуждения некоторых тем и выяснения отношения учащихся к данной проблеме . Например, ядерная энергетика, осуждаем с детьми  все за и против ее использования. Дискуссионные обсуждения вызывают и экологические вопросы, например, при изучении тепловых двигателей обсуждаются пути уменьшения выбросов в атмосферу СО2, рассматриваются наиболее экологически чистые двигатели.


Таким образом, интерактивный метод обучения, в отличие от других методов, повышает эффективность усвоение материала в целом, заинтересованность учащихся (побуждая их к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала) и является средством инновационного развития школы.

Категория: Мои статьи | Добавил: 777 (12.11.2012)
Просмотров: 680 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz