Проектная деятельность как способ
формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики (ШМО,2013,январь)
Сегодня овладение определенным объемом
навыков перестает быть самоцелью и превращается в процесс воспитания, развития
и образования личности. Учителю приходится задумываться над новыми методами
обучения, использовать новые технологии преподавания, которые развивают
мотивацию школьников к учебно-познавательной деятельности, повышают их
интеллектуальный уровень, раскрывают творческие способности. Поэтому сегодня
актуален вопрос: «Какие технологии все же выбрать?»
Формирование надпредметных
(общеучебных) навыков, или как сейчас
принято говорить компетенция, способствует
проектная деятельность, которая стала предметом педагогического исследования и
полем инновационной образовательной практики.
В связи с практической ориентированностью современного образования
основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не
система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых
компетентностей:
Существует множество вариантов
классификаций ОУН. Мы выделим три группы общеучебных умений и навыков, которые
пронизывают все виды учебной деятельности. Это интеллектуальные, организационные и коммуникативные ОУН.
Виды
навыков
|
Умения
и навыки
|
Виды
учебной работы
|
Организационные
|
Планирование учебной
деятельности
|
Осознание учебной задачи;
Постановка цели;
Выбор рационального и
оптимального пути их достижения;
Определение последовательности
и продолжительности этапов деятельности;
Построение модели (алгоритма)
деятельности и др.
|
Организация учебной
деятельности
|
Организация рабочего места
(наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение);
Организация режима работы;
Организация самостоятельной
работы;
Определение порядка и способа
умственной деятельности
|
Интеллектуальные
|
Восприятие информации
|
Библиографический поиск;
Чтение, работа с книгой,
конспектирование;
Работа со справочниками,
словарями;
Слушание речи, запись
прослушанного;
Внимательное восприятие
информации, управление вниманием;
Наблюдение, запоминание
|
Мыслительная деятельность
|
Осмысление учебного материала,
выделение главного;
Анализ, синтез;
Индукция-дедукция;
Классификация, обобщение,
систематизация доказательств;
Построение рассказа, ответа,
речи, аргументирование
|
Оценка и осмысление результатов
своей деятельности
|
Самоконтроль и взаимоконтроль
результатов учебной деятельности;
Оценка достоверности изложения,
верности решения;
Умение проверить правильность и
прочность своих теоретических знаний и практических навыков;
Рефлексивный анализ учебной
деятельности
|
Коммуникативные
|
Общение в ходе учебной
деятельности
|
Умение понятно, точно,
корректно излагать свои мысли;
Умение кратко излагать свои
мысли;
Умение полно и развернуто
излагать свои мысли;
Умение задавать вопросы;
Умение задавать вопросы;
Умение отвечать на вопросы;
Умение корректно возражать;
Умение слышать собеседника и
встать на его точку зрения;
Умение отстаивать свою позицию;
Умение адаптироваться к
меняющимся обстоятельствам
|
Проектная деятельность призвана:
· Учить:
ставить цели и планировать
деятельность по их достижению;
добывать нужную информацию,
используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать
ее;
грамотно использовать в речи термины;
применять знания и умения в реальных
ситуациях;
высказывать и аргументировано отстаивать своё
мнение;
· Прививать
навыки
самостоятельной творческой работы.
самоконтроля и взаимоконтроля
· Обучать брать на себя ответственность при
руководстве мини-группой, вносить посильный вклад в достижение общего
результата.
Как и всякое направление обучения,
проектное обучение имеет свою историю и свои корни в культуре. В начале ХХ века
американский философ и педагог Дж.Дьюи и его последователь В.Х Килпатрик стали авторами «метода проектов». Суть
новаторской идеи заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов,
вместе с учителем выполняли собственные проекты. Так, решая какую-либо задачу,
они включались в реальную деятельность и овладевали новыми знаниями.
В настоящее время «метод
проектов» переживает второе рождение. Дети выполняют «проекты» - конкретные задания, связанные с учебным
материалом.
Для учителя физики наиболее
привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным
проектом у школьников:
- появляется возможность
осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых
немедленно строгим контролером – учителем;
- зарождаются основы системного
мышления;
- формируются навыки выдвижения
гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;
- развиваются творческие
способности, воображение, фантазия;
- воспитываются
целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость,
способность ориентироваться в ситуации неопределенности.
Кроме того, в процессе выполнения
проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям.
Я использую следующую классификацию
проектов.
1.
По продолжительности подготовки:
- краткосрочный
- средней продолжительности
- долгосрочный
2.
По количеству участников:
- индивидуальный
- работа в парах
- групповой (4-6 человек)
3. По методу:
- творческий
- исследовательский
- информационный
(ознакомительно-ориентированный).
Реализация проекта в зависимости
от его типа в той или иной степени способствует развитию всех видов ОУН.
Опираясь на знания об исходном уровне подготовки учащегося, учитель может ясно
представить, с помощью какого вида деятельности и как будут формироваться у
ребенка необходимые ему знания, умения, навыки и компетентности.
Покажу на примере, какие проекты учащиеся создают:
7 класс: проекты фонтанов,
определяют плотность своего тела, объясняя почему человек плавает
8 класс: создание
источников тока.
Внеурочная деятельность:
конкурс «Энергия и среда обитания», «Кулибины 21 века» и т.д.
Таким образом, проектная
деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении,
способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего
предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть
собственный потенциал.
|