Среда, 17.10.2018, 05:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Федоровой И.Ю.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики

Проектная  деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики (ШМО,2013,январь)

 

 

      Сегодня овладение определенным объемом навыков перестает быть самоцелью и превращается в процесс воспитания, развития и образования личности. Учителю приходится задумываться над новыми методами обучения, использовать новые технологии преподавания, которые развивают мотивацию школьников к учебно-познавательной деятельности, повышают их интеллектуальный уровень, раскрывают творческие способности. Поэтому сегодня актуален вопрос: «Какие технологии все же выбрать?»

  Формирование  надпредметных (общеучебных)  навыков, или как сейчас принято говорить компетенция,  способствует проектная деятельность, которая стала предметом педагогического исследования и полем инновационной образовательной практики.

  В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей:

    Существует множество вариантов классификаций ОУН. Мы выделим три группы общеучебных умений и навыков, которые пронизывают все виды учебной деятельности. Это интеллектуальные, организационные и коммуникативные ОУН.

 

Виды навыков

Умения и навыки

Виды учебной работы

 

 

 

 

Организационные

Планирование учебной деятельности

Осознание учебной задачи;

Постановка цели;

Выбор рационального и оптимального пути их достижения;

Определение последовательности и продолжительности этапов деятельности;

Построение модели (алгоритма) деятельности и др.

Организация учебной деятельности

Организация рабочего места (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение);

Организация режима работы;

Организация самостоятельной работы;

Определение порядка и способа умственной деятельности

Интеллектуальные

Восприятие информации

Библиографический поиск;

Чтение, работа с книгой, конспектирование;

Работа со справочниками, словарями;

Слушание речи, запись прослушанного;

Внимательное восприятие информации, управление вниманием;

Наблюдение, запоминание

Мыслительная деятельность

Осмысление учебного материала, выделение главного;

Анализ, синтез; Индукция-дедукция;

Классификация, обобщение, систематизация доказательств;

Построение рассказа, ответа, речи, аргументирование

Оценка и осмысление результатов своей деятельности

Самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности;

Оценка достоверности изложения, верности решения;

Умение проверить правильность и прочность своих теоретических знаний и практических навыков;

Рефлексивный анализ учебной деятельности

Коммуникативные

Общение в ходе учебной деятельности

Умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли;

Умение кратко излагать свои мысли;

Умение полно и развернуто излагать свои мысли;

Умение задавать вопросы;

Умение задавать вопросы;

Умение отвечать на вопросы;

Умение корректно возражать;

Умение слышать собеседника и встать на его точку зрения;

Умение отстаивать свою позицию;

Умение адаптироваться к меняющимся обстоятельствам

 

 

Проектная деятельность призвана:

·        Учить:

ставить цели и планировать деятельность по их достижению;

добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее;

грамотно использовать в речи термины;

 применять знания и умения в реальных ситуациях;

 высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение;

·        Прививать навыки

 самостоятельной творческой работы.

самоконтроля и взаимоконтроля

·        Обучать брать на себя ответственность при руководстве мини-группой, вносить посильный вклад в достижение общего результата.

    Как и всякое направление обучения, проектное обучение имеет свою историю и свои корни в культуре. В начале ХХ века американский философ и педагог Дж.Дьюи и его последователь В.Х Килпатрик  стали авторами «метода проектов».   Суть   новаторской идеи заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли собственные проекты. Так, решая какую-либо задачу, они включались в реальную деятельность и овладевали новыми знаниями.

 

В настоящее время «метод проектов» переживает второе рождение. Дети выполняют «проекты» -  конкретные задания, связанные с учебным материалом.


           

              Для учителя физики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:

- появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем;

- зарождаются основы системного мышления;

- формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;

- развиваются творческие способности, воображение, фантазия;

- воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.

Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям.

 

     Я использую следующую классификацию проектов.

1.  По продолжительности подготовки:

 - краткосрочный

 - средней продолжительности

 - долгосрочный

 2. По количеству участников:

 - индивидуальный

 - работа в парах

 - групповой (4-6 человек)

3. По методу:

 - творческий

 - исследовательский

 - информационный (ознакомительно-ориентированный).

   Реализация  проекта в зависимости от его типа в той или иной степени способствует развитию всех видов ОУН. Опираясь на знания об исходном уровне подготовки учащегося, учитель может ясно представить, с помощью какого вида деятельности и как будут формироваться у ребенка необходимые ему знания, умения, навыки и компетентности.

    

Покажу на примере, какие  проекты учащиеся создают:

7 класс: проекты фонтанов, определяют плотность своего тела, объясняя почему человек плавает

8 класс: создание источников тока.

Внеурочная деятельность: конкурс «Энергия и среда обитания», «Кулибины 21 века» и т.д.

 

Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: 777 (04.01.2013)
Просмотров: 2077 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz