Ни
для кого ни секрет, что в настоящее время у учеников отсутствует желание
учиться. На детей « выливается» большой поток информации, и невозможно её
удержать в памяти, да и не обязательно. Главным приоритетом образования
является воспитание творческой личности. Процесс обучения всегда строился как
процесс передачи информации от учителя к ученику, что противоречит человеческой
природе. Дело в том, что люди – существа деятельные, только через собственную
деятельность каждый познает окружающий мир. В школе же дети выполняют
совершенно иную деятельность: слушают учителя, одноклассников, причем не по
потребности, а потому, что им "велят”, а действия производят указанные учителем.
Это несоответствие между деятельностью, диктуемой человеческой природой и той,
которую требуют выполнять в школе, рождает массу педагогических проблем. К
сожалению, мы часто забываем такую истину: мозг школьника устроен так, что
знания довольно редко проникают в его глубину, чаще они остаются на поверхности
и поэтому непрочны. Мощным "детонатором”, который помогает им проникнуть внутрь
и там "взорваться”, превратившись затем в убеждения, является интерес. Но ведь
не все в жизни интересно! Поэтому так важно искать средства, которые бы увлекли
ученика предстоящей учебной работой.Что должно сформировать у учеников естественно-научное и
социально-философское мировоззрение.
- устранять внутренние препятствия творческим проявлениям
- уделять внимание работе подсознания.
- давать возможность умственной разминки
- поддерживать живость воображения.
- устранять внутренние препятствия для мышления.
- "дисциплинировать" воображения, фантазии.
- помогать учащимся видеть смысл.
- обучение мышлению
Особую роль в
этом играют вводные и обобщающие занятия.
1. Вводные занятия развивают способность самостоятельно и творчески работать с
творческим материалом.
Очень хроши в этом плане и
уроки –суды( например: «Суд над трением, суд над яд. Физикой»)
2.На уроках физики я часто использую рефераты биографий известных ученых-физиков,
о достижениях которых в науке школьник читает в учебнике, это не только
развивает творчески, т .к. я прошу найти интересную информацию об ученом, но и
демонстрирует привлекательные личностные черты. Школьники должны захотеть
соизмерять свои поступки и мысли с поступками и мыслями ученых, «тянуться» к
ним.
3.Учебная игра способствует развитию интереса к
предмету и знаниям. Почему игра? Ведь физика – наука серьезная. Игра – самое
большое и чудесное поле высшего и свободного творчества. Игра для детей –
способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и
ориентации в реальном мире. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем
символическом мире, мире смыслов и ценностей, и в тоже время они исследуют,
экспериментируют, обучаются. Так что игра – это дело серьезное.( Домино,
Звездный час)
4.На уроках я
стараюсь отводить время эксперименту – это наблюдения, лабораторный опыт,
знакомство с измерительными приборами. Дети учатся делать выводы, высказывать
гипотезы и проверять их в ходе опыта, что хорошо формирует практические умения
и навыки, а иногда они сами создают приборы, определяют давление человека на
землю, его плотность.
5. Кроме того, учащиеся выполняют различные творческие
работы, которые потом сдают на экзамене, презентации.
На мой взгляд, в таких условиях созданного "мира” школьник
сможет максимально раскрыться, показать все свои возможности и способности,
проявить и развить свои таланты. А главное – найти себя, почувствовать свою
значимость и осознать, что он – личность, способная мыслить, творить, создавать
новое.
|