Пятница, 26.04.2024, 00:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Федоровой И.Ю.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Современные проблемы политехнического обучения на уроках физики

Физика — научная основа техники. Поэтому физике как учеб­ному предмету принадлежит ведущая роль в политехническом обу­чении. Содержание учебного предмета физики представляет большие возможности для ознакомления учащихся с физическими принци­пами главных отраслей производства, с технологией многих про­цессов и организацией труда.

В современных условиях можно выделить такие ведущие отрасли техники, использующие закономерности физики в качестве своей научной базы, как энергетика; машиностроение; контрольно-измерительная техника; техника устройств, регулирующих и направляющих производственные процессы (автоматика, радио, электроника, кибернетика); транспорт (автомобильный, воздушный, же­лезнодорожный, водный, газо- и бензонефтепроводы); связь (те­лефон, телеграф, радио, телевидение).

К физике имеют непосредственное отношение также отдельные;   области технологии (механические, термические и электрические способы обработки металлов, обработка металлов давлением и с по­мощью различного рода излучений и др.).

Не следует забывать также об использовании физики в военном деле, специально выделяя время для рассмотрения военно-приклад­ных вопросов. В соответствии с вышеизложенным можно наметить следующие задачи курса физики в политехническом обучении:

- вооружение учащихся знаниями о физических принципах со­временного производства, его техники и технологии;

- формирование у учащихся умения применять знания по физике для решения различных физико-технических задач;

- выработка у учащихся умении и навыков обращения с широко распространенными в современной технике контрольно-измери­тельными приборами, приборами управления, источниками энер­гии, способами преобразования ее и использования;

- формирование определенных качеств личности: хорошего отношения к труду, профессиональной направленности, твор­ческой инициативы, пытливости, исследовательских и конструк­торских умений.

При отборе политехнического материала учитель должен руко­водствоваться следующими принципами.

Технические сведения, доступные для усвоения учащимися, дол­жны быть органически связаны с программным материалом, углуб­лять и конкретизировать его, не нарушая систему и логику курса физики.

Технические сведения должны знакомить учащихся с главными отраслями современной техники и тенденциями ее развития, с сущ­ностью наиболее важных технологических процессов, принципов действия приборов и установок.

Соответствующее место должен находить материал, знакомящий учащихся с предприятиями родного края, с окружающими школу заводами, фабриками; людьми, управляющими этой техникой; с ус­ловиями их труда, требованиями, предъявляемыми к физическим знаниям.

Все примеры и факты политехнического характера должны быть систематизированы и рационально регламентированы.

 

 В соответствии с вышеизложенным можно наметить следующие проблемы курса физики в политехническом обучении:

 

В соответствии с первой задачей курса физики в политехническом обучении( вооружение учащихся знаниями о физических принципах со­временного производства, его техники и технологии) обучение  физики - это вооружение учащихся глубокими знаниями, и в первую очередь знаниями фундаментальных физических теорий и законов. Но в связи с сокращением учебных часов по предмету, глубокими знаниями учащиеся не успевают овладевать.

Однако,практические умения и навыки, приобретаемые учащимися на занятиях по физике, так же как и знания, уже сами по себе имеют политехническую направленность. К важнейшим общим умениям относятся умения, связанные с овладением и применением научных методов, присущих физике: умения наблюдать, ставить эксперимент, производить математическую обработку результатов измерений, искать и устанавливать функциональную зависимость между физи­ческими величинами.

Объемами наблюдений, помимо используемых в школе физиче­ских и технических приборов, должны стать прежде всего техни­ческие приборы и установки, с которыми учащиеся знакомятся во время производственных экскурсии. к сожалению, не многие предприятия готовы поделится информацией о технической стороне предприятия. В чем намечается еще одна проблема политехнического обучения школьников . Кроме  того, недостаточная оснащенность физ.кабинета тоже является недостатком в формировании политехнических умений и навыков. Не следует забывать, что в основе методов преподавания физики лежит физический эксперимент. Поэтому для политехнического обучения учащихся на уроках физики особое значение имеют:

а) демонстрации устройства и принципа действия технических приборов и установок.     б) демонстрации кинофильмов физико-технического содержания;

 

 Итак, политехническое обучение базируется не только на опреде­ленном содержании, но и на соответствующих методах преподава­ния, которые призваны обеспечить усвоение учащимися нередко довольно сложных технических вопросов, дать достаточно совер­шенные практические навыки и умения, сформировать необходимые качества личности. Все это создает значительную дополнительную нагрузку для учащихся и потому требует использования всех средств активизации их познавательной деятельности.

Решение любых технических, производственных задач обычно требует комплексного применения знаний. В жизни и труде за­дачи не делятся на чисто физические, химические, математические и т. д. Отсюда следует важность осуществления в процессе поли­технического обучения межпредметных связей.

 

Итак, главный недостаток современной системы образования заключается в отрыве теории от практики, в отрыве обучающихся от производства. На уроках физики, химии, биологии и других общеобразовательных дисциплин учащиеся знакомятся с научными основами важнейших отраслей производства, с принципами организации производства и управления им, узнают, как устроены и работают наиболее распространенные технические устройства. Эти основные политехнические знания пронизывают все учебные предметы. Однако в задачи политехнического образования входит не только изучение основ наук, но и трудовое обучение, политехнические практикумы, производственное обучение, чего явно не хватает.

Категория: Мои статьи | Добавил: 777 (12.11.2012)
Просмотров: 1677 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz