Физика — научная основа техники. Поэтому физике как учебному
предмету принадлежит ведущая роль в политехническом обучении. Содержание
учебного предмета физики представляет большие возможности для ознакомления
учащихся с физическими принципами главных отраслей производства, с технологией
многих процессов и организацией труда.
В современных условиях можно выделить такие ведущие отрасли
техники, использующие закономерности физики в качестве своей научной базы, как
энергетика; машиностроение; контрольно-измерительная техника; техника
устройств, регулирующих и направляющих производственные процессы (автоматика,
радио, электроника, кибернетика); транспорт (автомобильный, воздушный, железнодорожный,
водный, газо- и бензонефтепроводы); связь (телефон, телеграф, радио,
телевидение).
К физике имеют непосредственное отношение также
отдельные; области технологии (механические, термические и
электрические способы обработки металлов, обработка металлов давлением и с помощью
различного рода излучений и др.).
Не следует забывать также об использовании физики в военном
деле, специально выделяя время для рассмотрения военно-прикладных вопросов. В
соответствии с вышеизложенным можно наметить следующие задачи курса физики в
политехническом обучении:
- вооружение учащихся знаниями о физических принципах современного
производства, его техники и технологии;
- формирование у учащихся умения применять знания по физике
для решения различных физико-технических задач;
- выработка у учащихся умении и навыков обращения с широко
распространенными в современной технике контрольно-измерительными приборами,
приборами управления, источниками энергии, способами преобразования ее и
использования;
- формирование определенных качеств личности: хорошего
отношения к труду, профессиональной направленности, творческой инициативы,
пытливости, исследовательских и конструкторских умений.
При отборе политехнического материала учитель должен руководствоваться
следующими принципами.
Технические сведения, доступные для усвоения учащимися, должны
быть органически связаны с программным материалом, углублять и
конкретизировать его, не нарушая систему и логику курса физики.
Технические сведения должны знакомить учащихся с главными
отраслями современной техники и тенденциями ее развития, с сущностью наиболее
важных технологических процессов, принципов действия приборов и установок.
Соответствующее место должен находить материал, знакомящий
учащихся с предприятиями родного края, с окружающими школу заводами, фабриками;
людьми, управляющими этой техникой; с условиями их труда, требованиями,
предъявляемыми к физическим знаниям.
Все примеры и факты политехнического характера должны быть
систематизированы и рационально регламентированы.
В соответствии с
вышеизложенным можно наметить следующие проблемы курса физики в политехническом
обучении:
В соответствии с первой задачей курса физики в
политехническом обучении( вооружение учащихся знаниями о физических принципах
современного производства, его техники и технологии) обучение физики - это вооружение учащихся глубокими
знаниями, и в первую очередь знаниями фундаментальных физических теорий и
законов. Но в связи с сокращением учебных часов по предмету, глубокими знаниями
учащиеся не успевают овладевать.
Однако,практические умения и навыки, приобретаемые
учащимися на занятиях по физике, так же как и знания, уже сами по себе имеют
политехническую направленность. К важнейшим общим умениям относятся умения,
связанные с овладением и применением научных методов, присущих физике: умения
наблюдать, ставить эксперимент, производить математическую обработку
результатов измерений, искать и устанавливать функциональную зависимость между
физическими величинами.
Объемами наблюдений, помимо используемых в школе физических
и технических приборов, должны стать прежде всего технические приборы и
установки, с которыми учащиеся знакомятся во время производственных экскурсии.
к сожалению, не многие предприятия готовы поделится информацией о технической
стороне предприятия. В чем намечается еще одна проблема политехнического
обучения школьников . Кроме того,
недостаточная оснащенность физ.кабинета тоже является недостатком в
формировании политехнических умений и навыков. Не следует забывать, что в
основе методов преподавания физики лежит физический эксперимент. Поэтому для
политехнического обучения учащихся на уроках физики особое значение имеют:
а) демонстрации устройства и принципа действия технических
приборов и установок. б) демонстрации
кинофильмов физико-технического содержания;
Итак, политехническое обучение базируется не
только на определенном содержании, но и на соответствующих методах преподавания,
которые призваны обеспечить усвоение учащимися нередко довольно сложных
технических вопросов, дать достаточно совершенные практические навыки и
умения, сформировать необходимые качества личности. Все это создает
значительную дополнительную нагрузку для учащихся и потому требует
использования всех средств активизации их познавательной деятельности.
Решение любых технических, производственных задач обычно
требует комплексного применения знаний. В жизни и труде задачи не делятся на
чисто физические, химические, математические и т. д. Отсюда следует важность
осуществления в процессе политехнического обучения межпредметных связей.
Итак, главный
недостаток современной системы образования заключается в отрыве теории от
практики, в отрыве обучающихся от производства. На уроках физики, химии,
биологии и других общеобразовательных дисциплин учащиеся знакомятся с научными
основами важнейших отраслей производства, с принципами организации производства
и управления им, узнают, как устроены и работают наиболее распространенные
технические устройства. Эти основные политехнические знания пронизывают все
учебные предметы. Однако в задачи политехнического образования входит не только
изучение основ наук, но и трудовое обучение, политехнические практикумы,
производственное обучение, чего явно не хватает. |