Формирование УУД на уроках физики (ШМО,
2013-2014 , октябрь)
Важнейшей задачей современной
системы образования является формирование совокупности "универсальных учебных
действий”, обеспечивающих компетенцию "научить учиться”, а не только освоение
учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Обучение физике начинается в
период, когда ребенок переживает самый сложный период своей жизни -
подростковый возраст. Этот особый статус возраста связан с изменением
социальной ситуации развития подростков, в их стремлении приобщиться к миру
взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями выступает
как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и
активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность
самостоятельного
успешного усвоения новых знаний,
умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Функции универсальных учебных
действий включают:
• обеспечение возможностей
обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные
цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения,
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для
гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к
непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью
общества и высокой профессиональной мобильностью;
• обеспечение успешного усвоения
знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной
области.
Процесс освоения обучающимися УУД
происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к
формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения
и компетентности, включая самостоятельную
организацию процесса усвоения, т.
е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что УУД– это
обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации
обучающихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой
учебной деятельности, включая
осознание обучающимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных
характеристик. Таким образом, достижение "умения учиться” предполагает
полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции
(ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Рассмотрим виды универсальных
учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) и
как я с ними работаю
на уроках физики :
1.Личностными результатами
обучения физике являются:
1) сформированность
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
2) убежденность в возможности
познания природы в необходимости различного использования достижений науки и
технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам
науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
3) самостоятельность в
приобретении новых знаний и практических умений;
4) готовность к выбору жизненного
пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
5) мотивация образовательной
деятельности обучающихся воспитанников на основе личностно-ориентированного
подхода;
6) формирование ценностных
отношений друг к другу, к учению, к результатам обучения.
Личностным результатом обучения
физике на мой взгляд становится убежденность обучающихся в возможности познания природы, уважение к
авторам открытий и изобретений, появление интереса к физике как к элементу
общечеловеческой культуры. На этой стадии понимания ученик начинает
рассматривать причины открытия,
происхождение изучаемого явления,
постигая законы, лежащие в основе этого явления, предвидит различные следствия,
вытекающие из этих законов. При этом он видит закономерность изучаемого
явления, целостную картину окружающего мира.
2.Регулятивные действия
обеспечивают организацию обучающимся своей деятельности, к ним относятся:
целеполагание, как постановка учебной задачи
на основе соотнесения того, что известно и усвоено обучающимися, и того, что
еще неизвестно;
планирование - определение последовательности
промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий;
прогнозирование - предвосхищение результата и
уровня усвоения его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и
его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от
эталона;
коррекция - внесение необходимых дополнений и
корректив в план, и способ действия в случае расхождения от эталона;
оценка - выделение и осознание обучающимися
того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня
усвоения;
волевая саморегуляция, как способность к
мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, преодоление
препятствия.
Регулятивные универсальные
учебные действия формируются при выполнении лабораторных работ, при решении
экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.
При обучении физике,
деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, оказывается
комплексной, включающей в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез,
наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и
обобщение результатов.
В конечном итоге можно говорить
об усвоении экспериментального метода познания физических явлений. Формирование
перечисленных качеств и их диагностика должна быть постоянно в поле зрения
учителя.
3. Познавательные универсальные
учебные действия.
Общеучебные УУД включают:
самостоятельное выделение и формирование
познавательной цели;
поиск и выделение необходимой
информации, применяя методы информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств;
структурирование знаний;
выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексию способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение, при котором происходят
процессы постижения учеником ценностно-смыслового содержания текста, т. е.
осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом;
умение адекватно, осознанно и произвольно
строить речевые высказывания в устной и письменной речи;
действие со знаково - символическими
средствами (замещение, кодирование,декодирование, моделирование).
Развитие общеучебных УУД на
уроках физики предусматривает:
• формирование умений
воспринимать, перерабатывать предъявлять информацию в словесной, образной,
символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в
соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание
прочитанного текста, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта
самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных
источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
Универсальные логические
действия.
В рамках школьного обучения под
логическим мышлением понимается способность и умение обучащихся производить
простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д).
Совокупность логических действий представляет собой:
• сравнение конкретно-чувственных
и иных данных (с целью выделения тождеств), различия, определения общих
признаков и составление классификации;
• анализ - выделение элементов,
расчленение целого на части;
• синтез - составление целого из
частей;
• сериация - упорядочение
объектов по выделенному основанию;
• классификация - отношение
предмета к группе на основе заданного признака;
• обобщение - генерализация и
выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе
выделения сущностной связи;
• доказательство - установление
причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
• установление аналогий.
С целью реализации познавательных
УУД мною используются структурно - логические схемы, работа обучающихся над
учебными проектами. Схема «рождающаяся» на глазах,
воспринимается ими, как результат
собственного труда, лучше запоминается и в дальнейшем используется как
справочная. Она может быть полезна при решении задач, при выполнении тестовых
заданий. Такие схемы помогают освоить основной материал. Слабоуспевающие
обучающиеся, вначале используют схему, как опору. С ее помощью можно
воспроизвести материал, ответить на вопросы учителя, учитывая логические связи
и зависимости по стрелкам, вписать в нее информацию, воспроизвести схему по памяти,
выписать обозначения всех
физических величин. Изучаемый материал связывается воедино, развивается логическое
мышление.
4. Коммуникативные универсальные
действия.
Коммуникативные действия
обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на
позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем;
Видами коммуникативных действий
являются:
• планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели;
• постановка вопросов -
принципиальное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• управление поведением партнера
- контроль, коррекция, оценки действий партнера;
• умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации;
владение монологической и диалогической
формами речи.
В коммуникативную компетентность
входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими
людьми, владение определенными нормами общения, поведения.
Элементы формирования
коммуникативной УУД можно рассмотреть на примере урока суда.
Вывод: Говоря о формировании у
обучающихся универсальных учебных действий,
мы говорим об умениях и навыках
обучающихся, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также
навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску. Уровень
самостоятельности обучающихся зависит от степени сформированности учебных
компетенций. А степень участия в самостоятельной деятельности обучающихся и
руководство остается за учителем.
Таким образом, основная цель,
которая стоит передо мной, как учителя - научить детей самостоятельно добывать
знания. |