Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения
– обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в
школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни,
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Ребенок, рано потерявший здоровье, - это человек с
комплексом проблем, т.к. на пути его развития и самореализации возникает
непреодолимая преграда – болезнь, борьба с которой может отнять все силы.
Сегодня каждый, в том числе и ребенок, должен понимать, что его здоровье и
жизнь зависят от него самого. Конечно же, физика не тот предмет, где изучают
комплекс физических упражнений, способствующих укреплению здоровья. Но и уроки
физики могут воспитывать в ребенке сознание великой ценности здоровья,
стремление его хранить и укреплять.
С каждым годом на наших дорогах увеличивается число
транспортных средств, растет и травматизм, обусловленный незнанием или
несоблюдением правил дорожного движения. Большое количество
дорожно-транспортных происшествий происходит с участием школьников. Наиболее
распространенные нарушения:
1) Переход дороги на запрещенный сигнал светофора;
2) Внезапный выход на
проезжую часть из-за стоящего транспорта;
3) Переход дороги
перед близко движущимся транспортом;
4) Нарушение правил
езды на велосипеде;
5) Игра на дороге;
Необходимо убеждать детей в том, что следует знать и
выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и
дисциплинированными.
Помочь учителю в этой работе может система специально
подобранных задач, решаемых на уроках физики .
По степени трудности задачи не одинаковы, это позволяет
дифференцировать работу учащихся, предлагая различные задания для
самостоятельной работы на уроке и дома, проведение олимпиад, викторин. Решение
"транспортных” задач не должно заканчиваться получением числового ответа.
Следует обсудить ответ с учениками, проанализировать полученный результат.
Такие задачи учащиеся могут начать решать с 7 класса, первого года обучения
физики.
В дальнейшем при изучении физики при объяснении различных
тем, можно приводить примеры, где здоровье учащихся будет неотъемлемой частью
решения ( например, деформация- каким видам деформации подвергается позвоночник
человека, как избежать травм при различных видах деформации тела человека;
ядерная физика-биологическое действие радиации на человека и.т.д.)
При этом на уроках мною используются приемы, методы и формы,
которые способствуют осуществлению здоровьесберегающих образовательных
технологий6
ü
Использование фонов презентаций в спокойных,
нераздражающих зрение цветах
ü
Доброжелательная, доверительная атмосфера на
уроке.
ü
Дифференцированные задания , в том числе и
домашние , чтобы не вызывать перегрузку ученика.
ü
Активные формы занятий ,с частой сменой
деятельности
ü
Использование при объяснении материала примеров
из жизни, связанных с ЗОЖ
Итак, проблема сохранения здоровья школьников является наиболее актуальной в современном
обществе, в образовательной системе России. «Единственное, что дается человеку
один раз в жизни, и расходуется всю жизнь – это здоровье», – считал Гиппократ.
С учетом медицинской статистики, в настоящее время общее число абсолютно
здоровых детей в школах резко снижается. Применение здоровьесберегающих
технологий на уроках образовательного цикла позволяет реализовать программу
пропедевтики основных заболеваний, пропаганду здорового образа жизни,
формированию основных навыков по сохранению здоровья человека с использованием
основных законов природы и достижений науки и техники. |